Детский сад №40 "Белочка"

Живой уголок в детском саду

564c2500a7774c867e550b52880ce1bf.jpg Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №40

группа «Колобок»

 

 

 

 

 

 

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Обще­ние с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, проис­ходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охра­няющих и умножающих природные богатства.

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок природы детского сада, где содер­жатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облег­чает работу воспитателя; под его руководством ребята системати­чески наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе  ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и раз­виваются растения и животные, какиеусловия для них нужно  создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные, особенности внешнего вида, поведения

   Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Все обитатели уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, не требовать сложного ухода, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям дошкольного возраста.

В уголок природы следует помещать в первую очередь растения и животных, характерных для той климатической полосы, в кото­рой расположено учреждение. Уголки старшей и подготовительной к школе групп пополняются животными и растениями из других климатических зон, неприхотливыми, интересными для наблюде­ния.

  У всех растений и животных, помещаемых в уголке природы, должны быть ярко выражены признаки группы или класса: напри­мер рыбы или птицы с типичным для этого класса строением тела и повадками. Нужно также учитывать возрастные особенности де­тей: для младшей и средней групп — растения и животные, наиболее типичные по строению, в старшей и подготовительной к школе группах, кроме этого, должны быть объекты, у которых типичные признаки выражены менее ярко, например растения, имеющие не только зеленую окраску листвы, рыбы с округлой формой тела и удлиненными плавниками и т. д.

  При подборе комнатных растений учитывают особенности помещения: если окна его выходят на южную сторону, целесообразно помещать светолюбивые растения, в помещениях с окнами на север — хорошо развиваются теневыносливые.

Одни обитатели уголка природы постоянно находятся в группе, их дети могут наблюдать в течение года. Это комнатные растения, рыбы, птицы, млекопитающие. Воспитатель по своему усмотрению может внести в уголок и новые растения, с которыми планирует знакомить детей; поменять рыбок или птичек между младшей и средней группами. Другие объекты размещаются в уголке при­роды на короткое время — на сезон, а иногда и часть его.

Ознакомление с сезонными обитателями уголка природы по­может воспитателю формировать у детей представление о том или ином времени года, о его характерных особенностях.

Все обитатели уголка природы размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни — птицы в более светлом месте, но вдали от сквозняка, аквариум — в простенке, чтобы на него не падал солнечный свет.

Низкорослые светолюбивые комнатные растения можно поста­вить на подоконник, если они не будут загораживать детям свет. На нижней части оконных косяков, можно сделать полочки для вьющихся растений. Крупные растения (например, сансевьера) или композиции из некоторых неприхот­ливых растений помещают в напольные вазы.

Комнатные растения не только предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Они оздоравливают микро­климат помещения, в котором находятся дети: увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.

Для ухода за растениями и животными уголка природы в группе требуется инвентарь. Для ухода за растениям и — лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рых­ления земли. Для ухода за животными — тазы, тря­почки, щетки-сметки, совки, терки, мисочки, разделочные доски, ножи.

Весь инвентарь по уходу находится в уголке для дежурных, там же хранятся клеенчатые фартуки, которые дети надевают во время работы. Инвентарь для ухода за аквариумом следует по­местить в столике-шкафчике под ним; здесь же можно хранить банки с кормом, плотно закрытые крышками. Весь рабочий ин­вентарь должен иметь свое место, лежать на полках в определен­ном порядке. Воспитатель приучает детей после окончания работы вымыть все, чем они пользовались, налить в лейки воду и убрать оборудование на место, затем проверяет, все ли они убрали.

  При оценке труда дежурных важно учитывать и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями и животными, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети.

Уголок природы в младших группах

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предме­тов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также об­разовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и на­зывать 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за расте­ниями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же опреде­ляет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши- учатся узна­вать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру дви­жения, издаваемым звукам и т., д.

Воспитатель учит детей наблюдать, со­средотачивать внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.

 В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обиль­но и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, ки­тайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имею­щие пестро окрашенные листья, — аукуба («золотое» или «колбас­ное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших раз­меров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым не­сложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов для наблюдения в течение года вно­сят 3—4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Во второй группе младшего возраста в уголке природы поме­щают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно по­едающую корм.

 Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси.Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.

В младших группах детского сада можно содержать птиц. Же­лательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подой­дет канарейка,

Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы млад­ших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильнее и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). Клетку с морской свинкой или хомячком изредка приносят в группу ма­лышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

Уголок природы в средней группе

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообра­зие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать раз­личия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче раз­личают особенности растений, знакомятся с условиями, необходи­мыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; уста­навливает и первые связи — зависимость  характера дви­жения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обита­телями уголка дети овладева­ют несложными умениями: поддерживать растение в чис­тоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наб­людая за растениями и живот­ными, подмечают яркие про­явления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми оби­тателями. Комнатные расте­ния должны иметь разную форму и величину листь­ев, так как ребята ов­ладевают новыми приемами поддержания растений в чис­тоте: обливают из мелкосет­чатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влаж­ной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанав­ливать способ ухода в зависимости от характера листьев: вели­чины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

  В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву(с соч­ными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-реке, ас­парагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внеш­нему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие под-

вижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках назван­ных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. Можно поместить в уголок морскую свинку и хомячка.

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблю­дать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нужда­ются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями.: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный-вмпоерасГ, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

При подборе животных для уголка природы старших детей не­обходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособ­ления животных к условиям среды обитания.

В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыбгуппи, меченосцев, скалярийи др. Не мень­ший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном.Эта малень­кая рыбка местных водоемов — своеобразный, барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.

Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве— ценнейший материал для наблюдения.

В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху(любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжи­тельную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спя­чки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вя­лой, неохотно берет корм.

Уголок природы

в подготовительной к школе группе

Основная задача оз­накомления с природой в подготовительной группе - формирование эле­ментарных знаний о су­щественных зависимос­тях в мире природы: за­висимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жиз­ни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.

В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не толь­ко на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.

Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зави­симости от условий их обитания в естественной среде, в уго­лок природы следует поместить растения, резко отличающие­ся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 ме­сяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1—2 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки; традесканции— с большой потребностью во вла­ге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма уме­ренно, и др.

Вегетативное размножение комнатных растений весьма разно­образно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листо­выми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьераи др.); аспидистра, аспарагусыи др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения — камнеломка, клорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).

Рыбы в аквариумах (их должно быть 2—3 вида) также разно­образные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания.

16 марта 2016 в 21:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.